Частный театр: Общий
обзор театрального бизнеса
Считается, что в нашей
стране театральный рынок уже насыщен как государственными, так и частными
театрами, и у конечного потребителя (в данном случае – зрителя) достаточно
широкий выбор относительно этой услуги. Но на самом деле это не так.
В нашей стране частные
театры – вещь относительно новая и не вписывающаяся в малый бизнес. Это связано
с тем, что театральное искусство, в отличие от, например, кино- и циркового
считается некоммерческим проектом, «искусством ради искусства», не приносящим
существенной прибыли.
Как ни печально, но
уважаемая когда-то профессия антрепренера – владельца или содержателя (а также
в некоторых случаях – арендатора) частного театра сейчас незаслуженно забыта.
Возможно, именно поэтому начинающие актеры, труппы и даже театральные студии и
действительно не приносят своим участникам заслуженного дохода и остаются
чем-то на грани хобби и подработки для студентов.
Именно поэтому начинающий
предприниматель может небезуспешно попробовать себя на этом уважаемом и
интересном поприще. Открытие частного театра может стать увлечением и работой
всей жизни, не говоря уже о том, что грамотно организованный частный театр в то
же время сможет обеспечить своим актерам и владельцу (антрепренеру) достойное
существование и немалые заработки.
Что нужно знать, открывая
частный театр?
Конечно, для начала
следует определиться с тем, будет ли у вашего театра собственное помещение.
Этот вопрос является фундаментальным и ответ на него зависит от многих
факторов: например, величины города, стартового капитала, возможности быстрого,
компактного и слаженного переезда на гастроли в другие города, и, наконец самой
концепции театра – будет он преимущественно стационарным, или же наоборот,
«бродячим».
В этом отношении на
первом месте стоит, конечно, финансовый вопрос. Найти подходящее и надлежащим
образом оборудованное помещение, как правило, очень трудно.
Можно, конечно арендовать
его и перестроить по своему усмотрению (разумеется, с согласия арендодателя),
однако, во-первых не каждый арендодатель пойдет на такие преобразования – ведь
в дальнейшем он, скорее всего, просто не найдет подходящих арендаторов, а
демонтаж и неизбежно последующий за ним ремонт обойдется в достаточно крупную
сумму; во-вторых же, арендуя и переоборудуя какое-то помещение, вы инвестируете
свои средства «в никуда».
Еще один вариант –
постройка собственного помещения или его покупка и переоборудование. В данном
случае необходимо точно просчитать – а будет ли это выгодно вообще?
Например, в небольших
городах ваши достаточно крупные вложения в недвижимость не окупятся никогда
(или по крайней мере, очень долгое время).
В городах-миллионерах (а
тем более в Москве) ситуация несколько иная: здесь любое вложение всегда
окупится – даже если вам придется продать помещение, оно всегда будет стоить
больше, чем затраты на его постройку.
Но в вопросе собственного
помещения есть и другой подвох. Его наличие подразумевает некую стационарность
самого театра. Подумайте, сможет ли на ваши постановки приходить такое
количество людей, которое всегда будет окупать затраты?
Если ответ отрицательный,
то лучше задуматься о покупке 2-3 автофургонов (недорогих моделей, например,
Peugeot Boxer Fourgon; или Renault Trafic Fourgon; или еще что-то подобное, до
1 млн руб.) для перевозки актеров и реквизита и начинать дело именно с
нестационарного, выездного театра.
Частный театр: Вопрос
формирования репертуара и актерской группы
Когда вопрос с помещением
или его отсутствием решен, можно задуматься о репертуаре и кадровом (актерском
и вспомогательном) составах.
Как известно, существует
всего несколько театральных жанров. Например, водевиль, драма, комедия,
мелодрама, мюзикл, трагедия, трагикомедия. Каждый из них по-своему хорош и
отдавать предпочтения одному в ущерб другому просто невыгодно с точки зрения
зрительских симпатий.
По большому счету,
нормальный театр должен представлять на суд зрителя постановку произведения
любого жанра – во-первых из соображений привлечения максимального количества
зрителей, а во-вторых – для того, чтобы не превращаться в заведение для
любителей одного определенного жанра, что отпугнет других посетителей.
Наиболее ответственная
часть открытия собственного театрального дела – это, конечно подбор актеров.
Разумеется, в малоизвестный театр актеры «первой величины» попросту не пойдут.
Но это не должно вас пугать по двум причинам.
Во-первых, сформировав
первичную труппу из молодых подающих большие надежды актеров или даже хорошо
подготовленных любителей, вы существенно сэкономите на гонорарах.
А во-вторых, известность
и слава – как известно, категории преходящие. Когда ваш театр стане более или
менее известен, актеры «с именем» сами к вам потянутся.
В идеальном случае,
конечно найти начинающую, но уже сформировавшуюся труппу или даже молодежную
театральную студию во главе с режиссером – тогда вопрос как формирования
репертуара, так и кадров отпадет сам собой – режиссер попросту проделает эту
работу за вас.
Не стоит забывать и о
работниках, остающихся за кулисами – бутафорах, реквизиторах, механиков,
осветителей и других, вплоть до билетеров и уборщиков. Хотя в данном случае
этот фактор является вторичным – технический персонал найти гораздо проще, чем
творческий.
Частный театр: Билетная
политика. Выводы.
Относительно стоимости
билетов трудно назвать конкретные цифры, однако на данный момент цена в
1000-1500 рублей за хороший спектакль не является чем-то запредельным. Кроме
того, разумеется, стоит ориентироваться на другие театры, в том числе местные,
если вы работаете в передвижной форме. Для начала, в целях привлечения публики,
стоит установить планку в 75-90% цены местных билетов.
Как уже говорилось выше,
грамотно организованное и правильно рассчитанное театральное дело может быть не
только приятным но и весьма выгодным времяпровождением, приносящим к тому же
славу, почет и уважение.
Елена Андрианова
Подскажите плиз сервисы для проверки адресов фирм-театров типа этого http://www.adres495.ru/proverka.html
ОтветитьУдалить